Розенкрейцерское Просвящение. Истоки мистического братства.
  Орден розенкрейцеров или «Орден Розы и Креста» — теологическое и тайное мистическое общество, основанное по сложившейся легенде в позднее Средневековье в Германии Христианом Розенкрейцем. Несмотря на древнее происхождение, орден розенкрейцеров до сих пор завораживает своими легендами и мистическим учением. Розенкрейцерская философия, возникшая вне масонства в начале XVII века, примерно с середины XVII века и до начала XVIII века практиковалась исключительно в масонстве, о чѐм будет сказано в дальнейшем. И лишь с XVIII века появляются новые организации, считающие себя преемниками розенкрейцерского учения. Это связано, с одной стороны, с тем, что в Средневековье Церковь и светские власти всеми мерами боролись с различными тайными братствами и обществами, еретическими учениями, более того, участие в тайных братствах и орденах грозило смертной казнью. А с другой стороны, масонство представляло собой реальное сильное братство, где практиковались различные тайные мистерии, где соблюдению тайны придавалось первостепенное значение. Ибо выдав тайну, можно было подвергнуть опасности жизнь не только свою, но и жизнь другого брата. Кроме того, масонство единственное братство, из обществ, практикующих тайные мистерии, которое имело хорошее легальное прикрытие - строительство. Масонство пользовалось авторитетом и уважением Церкви и светских властей, и многие влиятельные люди были посвящены в братство оперативных каменщиков. Поэтому, реальнее всего представить себе розенкрейцерскую философию по масонским документам.
«Поистине, когда всѐ сие совершите, то извлечѐте для себя
пользу, ибо все блага, чудесно рассеянные Натурой по всему
миру, откроются Вам и освободят от всего, что прежде
затемняло человеческий разум и мешало его действию…»
  Теории происхождения ордена розенкрейцеров.
Розенкрейцерский ритуал. Из книги У. Кирк Мак-Налти. В настоящее время есть несколько теорий происхождения розенкрейцерской философии и периода Розенкрейцерского Просвещения. Каждая из них является результатом тщательного изучения свидетельств исследователей, которые почти всю жизнь посвятили архивам герметической мудрости. Вместе с тем, каждая теория не может считаться надѐжной. Теории происхождения ордена розенкрейцеров: 1. Орден розенкрейцеров существовал реально, в полном соответствии с описанием его возникновения в написанном в 1610 году и опубликованном в 1614 году манифесте "Fama Fraternitatis" ("Фама Фратернитатис" или "Слава братства", у некоторых авторов "Откровение Братства"); 2. Орден родился в средневековой Европе в результате алхимических поисков. Истинный основатель ордена немецкий теолог Иоганн Валентин Андреэ; 3. Розенкрейцерство явилось результатом первого вторжения буддийской и браминской культуры в Европу; 4. Общество Розы и Креста было основано в Египте в те времена, когда эта страна первенствовала в философии; 5. Общество Розы и Креста продолжило мистерии персов и халдеев; 6. Орден никогда на самом деле не основывался и целиком является продуктом воображения. Братство Розы и Креста просто мифический институт, описанный литератором с целью осмеяния алхимических и герметических наук. В частности, Иоганн Валентин Андреэ признавался, что именно он написал "Химический брак Христиана Розенкрейца" в качестве пародии на алхимию; 7. Розенкрейцеры обладали сверхъестественными способностями и были гражданами двух миров: их физические тела были материальными, но они могли функционировать в таинственном эфирном теле, не подверженном временным и пространственным ограничениям. Посредством этой "астральной" формы они могли проникнуть в невидимый мир природы. Именно там, невидимые и недостижимые для "профанов", они обитали в своѐм Храме.
  Исторические предпосылки розенкрейцерской философии.
Джон Ди, (13 июля 1527 – 26 марта 1609) Джордано Бруно (1548 год – 17 февраля 1600) На протяжении всего Средневековья Церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской, даже имела своих крепостных. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Европа вступила в период Реформации. Реформация – (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе. Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом. Помимо экономического и национального гнѐта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждѐнным рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
Хотя общество оставалось в высшей степени религиозным, в обществе широко распространялись каббалистика, герметические науки, алхимия, астрология, магия. Наибольшего расцвета герметические науки достигли в Англии во времена правления Елизаветы I (правила с 17 ноября 1558 по 24 марта 1603). Появились публикации по этим наукам. В то же время развивались такие науки, как математика, геометрия. Вследствие суеверности средневекового общества заниматься такими науками, как математика или астрономия, было опасно. Математику и астрономию относили в то время к колдовским наукам. Поэтому Англия была более безопасна для герметических и современных наук. К началу XVII века центр свободомыслия, алхимии, астрологии, магии переместился в Пфальц (Германия) и в Богемию (ныне Чехия). В Прагу, как и в Нидерланды, новые течения мысли давно проникали из Англии. Достаточно сказать, что известный мистик того времени Джон Ди в 1584 жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императора Священной Римской империи, интересовавшегося герметикой.
Астрономические часы в Праге. 1410 год. В Праге с 1410 года до настоящего времени сохранились астрономические часы, или Пражский Орлой – средневековые астрономические часы. Орлой установлен в южной стене здания Староместского муниципалитета на Староместской площади. Не смотря на то, что часы реконструировались несколько раз, первые механизмы были построены за 63 года до рождения Николая Коперника (19 февраля 1473 — 24 мая 1543 — польский астроном, математик, экономист, каноник.) Николай Коперник наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Можно считать, что Орлой представляет собой примитивный планетарий, показывающий текущее состояние вселенной. Каждый час приводятся в движение четыре фигуры, располагающиеся по обе стороны часов. Каждая из них представляет четыре вещи, которые презираются. Смерть (представленная скелетом) отбивает время. Каждый час. Тут же Тщеславие (представленное фигурой, держащей зеркало), Жадность (фигура с кошельком) и наконец, Турок (фигура в тюрбане). Также показываются фигуры апостолов в дверных проемах поверх часов, все двенадцать выходят в полдень.
  Это говорит о том, что астрология, алхимия и каббалистика были развиты задолго до наук астрономии, химии и внесли значительный вклад в современную науку. Реформация распространилась и на другие страны Европы. Например, в Германии, которая к началу XVI века всѐ ещѐ оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия. Одним из известных мистиков в то время был Джон Ди. Джон Ди (англ. John Dee; 13 июля 1527, Тауэр Уард, Лондон, Англия — 26 марта 1609, Мортлэйк, Лондон, Англия) — английский математик, географ, астроном и астролог, мистик, один из образованнейших людей своего времени. Джон Ди был набожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса. В то время широко был известен его труд «Иероглифическая Монада» (Monas hieroglyphica) и другие труды. Его дом превратился в неформальную академию для поклонников герметизма елизаветинских времѐн. В своѐ время Джон Ди слыл волшебником, мастером магии, математиком, что равнозначно было колдовству.
Джон Ди «Иероглифическая Монада». Антверпен. 1564 год. Титульный лист. «Монада» Джона Ди представляет собой эзотерическую работу, заключающуюся в овладении в высшей степени тайной мистерией. Он пишет работу, находясь в пике мистического состояния: «[Я] просто перо [Бога], чей Дух быстро пишет это произведение посредством меня; я желаю, и я надеюсь быть». Он требует коренным образом пересмотреть астрономию, алхимию, математику, лингвистику, механику, музыку, оптику, магию и адептство. Из герметической философии Джон Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу. При этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Ди упражнения в каббалистике и вызове ангелов, углублѐнные занятия навигацией и другими приложениями математики нисколько не противоречили друг другу. Напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.
  Своей целью Джон Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путѐм обращения к незамутнѐнной теологии первых веков христианства и создание, таким образом, всеобщей мировой религии. Другим известным деятелем того времени был Джордано Бруно. Джордано Бруно, настоящее имя Филиппо, итал. Giordano Bruno, прозвище — Бруно Ноланец (1548, Нола близ Неаполя — 26 февраля 1600, Рим) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения было у Джордано Бруно, который был предан сожжению в 1600 году как еретик. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всѐ, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Вселенная как всеобъемлющее единство и священность природы. Бруно занимался философией. В своих произведениях Джордано Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника. В философии Бруно идеи неоплатонизма, в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. Бруно противопоставлял схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всѐм единичном — «всѐ во всѐм». Эти идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии Нового времени. Таким образом, философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям Нового времени. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Джордано Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир), учил о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В космологии Бруно высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звѐзды — это далѐкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом. Это был прямой вызов католической церкви. В указанный период были публикации работ и многих других авторов по герметизму, каббалистике, алхимии, астрологии, мистике, магии, предсказаниям. Всѐ это говорит о готовности общества воспринять философию розенкрейцеров.
…Мы, посланцы главной Коллегии Братьев Креста-Розы, зримо и не зримо присутствуем в этом городе по милости Всевышнего, к коему обращены сердца праведных. Мы показуем и научаем, безо всяких книг или знаков, как говорить на всех языках, на которых говорят в тех странах, где мы желали побывать, и как отвращать человеков от ошибок и смерти…
Габриэль Ноде, 1623 год
  Первые упоминания об ордене «Розы и Креста» и философии розенкрейцеров.
"Fama Fraternitatis". "Confessio Fraternitatis". The Chemical Wedding of 1614 год. 1615 год. Christian Rosenkreutz". 1616 год. Существуют три "подлинных" розенкрейцерских документа, опубликованных один за другим в течение трѐх лет в Германии: манифесты "Fama Fraternitatis" ("Откровение Братства", по другим источникам "Слава Братства"), написанный в 1610 году и опубликованный в 1614 году, "Confessio Fraternitatis" ("Исповедь Братства", в некоторых переводах "Признание Братства"), вышедший в 1615 году, и "The Chemical Wedding of Christian Rosenkreutz" («Химическая свадьба (брак) Христиана Розенкрейца»), опубликованный в 1616 году. Таким образом, легендарный орден «Розы и Креста» заявил о себе открыто. Публикации манифестов вызвали настоящий фурор в обществе. Волна «розенкрейцерского фурора» захлестнула сначала Германию, затем другие страны Европы. Уже в 1623 году в Париже вдруг появились объявления о присутствии в городе братьев Розового Креста:
Авторы розенкрейцерских манифестов не были оригинальны в заявленных целях и содержании философского учения. Розенкрейцеры противопоставляли себя католической Церкви, призывали к изучению Природы, как основы всего, изучению человека, математики, алхимии, астрологии. Всѐ это основывалось на работах Джона Ди, Джордано Бруно и других авторах периода Возрождения (Ренессанса) начала XIV — XVI веков. Манифесты также воплотили в себя все ожидания общества периода Реформация в Западной и Центральной Европе XVI  начала XVII веков. Работы отразили в себе и веру учѐных того времени в магию, каббалистику, гадание по планетам о судьбах людей, тягу к замкнутым кружкам из-за репрессий Церкви, таинственному и символическому. Старинные алхимики и оккультисты верили в дьявола и силу магических формул.
  Авторы первых двух работ не известны. Автором работы «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» принято считать Иоганна Валентина Андреа. Иоганн Валентин Андреа (нем. Johann Valentin Andreae, 17 августа 1586, — 27 июня 1654) – немецкий теолог, писатель, математик, член немецкого научного «Плодоносного общества», объявившего себя нейтральным по отношению ко всем христианским религиям. Писал на немецком и латинском языках. Сам он писал о своей работе «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», что это была сатира, шутка (ludibrium – лат. Насмешка; предмет забавы, насмешки; издевательство шутки ради). Андреа осмеивал в сатире нелепые мечты своих современников. Когда же вокруг имени «Розенкрейцер» сгруппировались все мечтательные, мистические и алхимические стремления того времени, Андреа тщетно боролся и писал против этого. Иоганн Валентин Андреа (1586 – 1654) [в некоторых источниках Андреэ] В некоторых источниках указывается на авторство Андреа и первых двух манифестов. Как бы там ни было, сатирическая сторона произведений ускользнула от внимания современников. Рассказы о Христиане Розенкрейце были поняты всерьѐз. Слава Ордена «Розы и Креста» быстро распространилась по Европе. Виднейшие учѐные домогались доступа в орден и искали, где только могли, его следы. Более упорные с документами в руках брались доказывать его реальность и для пущей убедительности присоединяли к своему имени инициалы R.C. Время от времени в разных городах появлялись таинственные манифесты, возвещавшие от имени «Розы и Креста» уничтожение папской власти, обращение в христианство магометян, евреев и прочих. В философии «розенкрейцеров» передовая общественность видела рациональное зерно. В туманной мистике и загадочных символах скрывалась свободная мысль, прокладывающая себе путь через церковную схоластику и религиозный фанатизм. Учение тесно соприкасалось с вековыми воззрениями общества, через все манифесты проходила вера в преобразовательную силу знания и стремление служить человечеству посредством науки.
  Распространение розенкрейцерской философии. Розенкрейцерская философия не могла появиться на неподготовленной почве. К моменту опубликования розенкрейцерских манифестов крайне религиозное и суеверное общество уже было готово к восприятию алхимии, каббалистики, астрологии, магии, гаданиям, мистики, натурологии. Розенкрейцерские манифесты лишь отразили настроения в обществе. Розенкрейцерская философия не могла появиться в католической среде, где позиции папства были сильны. Это был, скорее, протест против засилья католической Церкви, прямой вызов к противодействию папству. Не случайно «розенкрейцерский фурор» случился в странах, где католичество имело небольшое влияние, где сильны были позиции протестантов, где был развит герметизм. Однако, орден розенкрейцеров, как постоянно действующая организация, никогда не учреждался, хотя во всех манифестах был призыв к просвещению, прямой призыв присоединиться к братству и к созданию всеобщей организации, объединившей бы в себе учѐных и передовых членов общества:
Вместе с тем, люди, разделяющие розенкрейцерские взгляды, всѐ же создавали отдельные кружки и общества розенкрейцеров, не смотря на то, что никогда не видели ни розенкрейцеров, ни авторов манифестов. Хотя доказательств тому, что люди упорно искали розенкрейцеров, имеется множество. Об этих отдельных розенкрейцерских кружках мало что известно, однако в масонской брошюре в 1676 году было размещено объявление:
Это говорит о том, что даже в 1676 году были отдельные общества последователей розенкрейцеров. Все эзотерические общества общались между собой. Поскольку у розенкрейцеров не было единого общества, то их отдельные группы собирались вместе с масонами, так как у последних было реальное сильное братство (о братстве оперативных каменщиков и Принятых масонах Средневековья см. работу «Оперативное каменщичество. О тех, кто строил» -- ).
"В соответствии с волей отца C.R.C., будет подготовлена "Fama", которая будет на пяти языках разослана мудрым и образованным умам Европы, чтобы все могли узнать и понять секреты августейшего братства. Все искренние души, которые трудятся во славу Господа, приглашаются вступить в общение с братством. Голос их будет услышан независимо от того, где они находятся и как будет послано это сообщение. В то же время люди будут предупреждены, что эгоисты и скрытные люди с низменными желаниями обретут лишь скорбь и печаль, если они попытаются раскрыть секреты братства, не обладая чистотой сердца и ясным умом"
"Fama Fraternitatis"
Сим извещаем, что новая Партия Зелѐной ленты вкупе с Древним Братством Розового Креста, а также Адепты Герметизма и содружество Принятых Масонов намереваются все вместе устроить банкет 31 ноября сего года…
  Розенкрейцерские манифесты впервые открыто призывали к объединению людей, разделяющих опубликованные взгляды на папство, религию, науку, природу, человека. Не смотря на то, что издавна существовали тайные общества и братства, никто ещѐ так открыто, широко и доступно не представлял своѐ мировоззрение. Поэтому манифесты вызвали такой фурор. Одних привлекала заманчивая возможность установления связи с таинственными лицами, обладавшими высшими знаниями и могуществом. Многие просто разделяли философские взгляды, изложенные в манифестах. Другие же, напротив, были встревожены высказываниями, считали их опасными колдунами и подстрекателями против Церкви и светской власти. Многие авторы в своих работах обращались к розенкрейцерам, выражая своѐ восхищение братством, и просили позволения присоединиться к его рядам, рассчитывая привлечь к себе благосклонное внимание братства. Как же, ведь в манифестах прямо говорилось, что каждый будет услышан! Однако все авторы заявляют, что сами они никогда не видели розенкрейцеров. Идея незримости Братьев – существеннейший элемент розенкрейцерского мифа. Эти события инспирировало появление множества работ, среди которых наиболее известные работы Майкла Майера (1568—1622) из Германии; Роберта Фладда (1574—1637) и Элиаса Ашмола (1617—1692) из Англии; а также множества других авторов. Все они искали связи с братством, но не нашли его.
Майкл Майер (1568—1622) Роберт Фладд (1574—1637) Элиас Ашмол (1617—1692) Поскольку собственного оригинального учения у розенкрейцеров не было, то первые манифесты и последующие более поздние работы основывались на учении ранних герметических авторов. Габриэль Ноде (1600–1653) – французский ученый, врач, философ-вольнодумец, библиотекарь, библиофил и библиограф – приводит целый список авторов, представляющих те учения, на которых основана розенкрейцерская философия и которые одобряются братством: «Иероглифическая Монада» Джон Ди; «Стеганография» Тритемий; «Гармония мира» Франческо Джорджи; «Поймандр Гермеса Трисмегиста» Франсуа де Кандаль; «О тенях идей» Джордано Бруно; «Музыка» Понтюс де Тиар; «Диалектика» Раймунд Луллий; «Толкование Магии» Парацельс. Все
Упадок розенкрейцерского движения и перемещение розенкрейцерской философии в масонство. «Розенкрейцерский фурор» продолжался не долго. Люди, разделяющие розенкрейцерские взгляды на религию, природу, человека, каббалистику, магию, предсказания, алхимию, астрологию, так и не смогли объединиться. Существовали лишь отдельные небольшие группы людей, которые объединились по общему увлечению розенкрейцерскими манифестами. Постепенно розенкрейцерское движение пришло в упадок. Тому было несколько причин.
Центр герметизма. Одной из причин упадка розенкрейцерского движения стала Контрреформация (период католического возрождения в XVI—XVII вв. Считается, что контрреформация началась во времена папы Пия IV в 1560 и продолжалась до 1648 года — момента окончания Тридцатилетней войны) Католическая церковь давно мечтала положить конец «вольнодумству» в Европе. В 1617 году королѐм Богемии стал Фердинанд Штирийский. Ярый католик начал гонения на Богемскую церковь. Начались религиозные преследования. Это вызвало недовольство народа. На одном бурном собрании пражских горожан двух видных католических деятелей просто выбросили из окна. Богемия перешла к открытому восстанию против династии Габсбургов, ярых католиков, что привело в конечном итоге к Тридцатилетней войне. В 1620 году, одержав победу, Габсбурги продлили своѐ верховенство в Европе. Англия, чьѐ влияние на Пфальц и Богемию было значительным, не оказала никакой помощи. Король Яков I отвернулся от своих родственников, управлявших Пфальцем и Богемией. В Пфальце и Богемии началась «охота на ведьм». Проходили массовые казни («чистки»), быстро положившие конец всякому сопротивлению и «вольнодумству». Многие поспешили переметнуться на сторону Габсбургов.
  Крах розенкрейцерского движения в Германии и Богемии, таким образом, вызван его искоренением посредством прямого насилия и по-дикарски злобной пропагандой. Именно на этот период приходится полное отсутствие публикаций розенкрейцерской литературы. Еѐ поток внезапно иссяк между 1620 и 1621 годами. Розенкрейцерское движение кончилось тогда, когда потерпело крах пфальцское движение. После этого розенкрейцерство переместилось во Францию. Мы помним появившиеся в Париже объявления в 1623 году о присутствии в городе братьев «Розы и Креста». Однако во Франции стали применять те же способы подавления инакомыслия, уже испытанные в Германии и Богемии. Во Франции тоже была развязана «охота на ведьм», направленная против «невидимых» и их дерзких манифестов. Другой причиной упадка розенкрейцерского движения стало недовольство самих «розенкрейцеров». Многие были разочарованы неосуществлением надежд на приобщение к "божественной мудрости". Представления розенкрейцеров об их прошлом, их притязания на сверхъестественные знания стали объектом резкой критики, в том числе и в рядах самого ордена, а точнее в рядах малочисленных «розенкрейцерских» групп, члены которых объединились на основе общих увлечений. Среди расставшихся с обманчивыми иллюзиями оказался и Роберт Фладд, ярый «розенкрейцер». В книге, опубликованной в 1633 году, Фладд писал:
Со времени опубликования первых «розенкрейцерских» манифестов так и не нашлось авторитетного организатора всеобщего ордена, в который могли бы вступать заинтересовавшиеся розенкрейцерством, хотя призывы в манифестах были именно к этому. Поэтому разделяющие взгляды розенкрейцерских манифестов объединялись в небольшие группы, между собой не связанные. Общались такие группы с масонами, сильным братством, распространившимся по всей Европе, где уже были Принятые каменщики, имеющие собственные герметические традиции. Ещѐ одной причиной упадка «розенкрейцерского» движения стало отсутствие собственного учения. Как первые манифесты, так и последующие работы в этой области лишь обращались к герметическим и каббалистическим идеям прошлого. Новые работы развивали работы «классических» герметических и оккультных авторов по алхимии, каббалистике, астрологии, магии. «Розенкрейцеры» лишь конкретизировали к тому времени повсеместно распространѐнные ожидания: вот-вот в Европе «отверзнутся врата», свершатся великие научные открытия и люди обретут сокровища знаний. Подобные тем, что были найдены в гробнице Христиана Розенкрейца («Fama»). Всѐ это вызывало недовольство в рядах последователей «розенкрейцеров».
Те, кто прежде именовались Братьями Креста и Розы, ныне зовутся просто Мудрецами, имя же «Крест Розы» столь ненавистно стало современникам, что изгладилось из памяти человеческой.
Robert Fludd «Clavis Philosophiae et Alchimiae Fluddanae», Франкфурт, 1633
  Англию «розенкрейцерский фурор» никак не задел. Не было ни объявлений, ни манифестов розенкрейцеров. Однако отдельные люди разделяли розенкрейцерские взгляды и там. Например, Фрэнсис Бэкон, Элиас Ашмол. Но и они были разочарованы отсутствием организации розенкрейцеров. Небольшие группы людей всѐ ещѐ были объеденены, как мы помним, и в 1676 году. Но широкого распространения и влияния на общество такое движение не получило. А то и вовсе некоторые в одиночку продолжали работать над трудами по розенкрейцерской философии. Поскольку представители розенкрейцерства собирались вместе с масонами на пирушках, то многие видели в масонстве сильное реальное братство, привлекательное своим реальным существованием. Причиной тому служила высокая репутация, которую заслужили оперативные масоны и «Принятые каменщики». Самой явной отличительной чертой масонства была его организационная структура, чего не смогли добиться «розенкрейцеры». Кроме того, из дневников Элиаса Ашмола следует, что в период гражданской войны в масоны посвящали представителей противоположных политических партий и религиозных взглядов. Многие «розенкрейцеры» начали посвящаться в масоны. Одним из таких ярких представителей розенкрейцеров, посвятившихся в масоны, был Элиас Ашмол (лат. Ashmole Elias). Запись в дневнике Ашмола свидетельствует о том, что он был принят в масонскую ложу в Уоррингтоне (в Ланкашире) 16 октября 1646 года, которая осуществляла «спекулятивную» (умозрительную) или символическую деятельность. Ашмол собственноручно переписал розенкрейцерские манифесты. В своѐ время в своих работах он восхищался целями розенкрейцеров и, как и многие другие авторы, просил позволения присоединиться к их ордену. Впоследствии он стал одним из учредителей научного «Королевского общества» в Англии. В масонстве появляются «розенкрейцерские» взгляды. С одной стороны, это связано с тем, что «Принятые масоны» жили не изолированно. «Розенкрейцерский фурор» повлиял и на их взгляды. Кроме того, масоны уже имели собственные герметические традиции, многие из которых почерпнуты из одних и тех же источников «классических» герметических и оккультных авторов, что и розенкрейцерские. С другой стороны, в масонство начали посвящаться «розенкрейцеры», привнося своѐ увлечение розенкрейцерством и своѐ философское мировоззрение розенкрейцеров в масонство.
И надо сказать, что, уже имея собственные сильные герметические традиции, масоны нередко подшучивали над «розенкрейцерами», ставшими в обществе уже не популярными. Так в одном объявлении об общем собрании для банкета в брошюре 1676 года, назначенном на 31 ноября, помещены такие строки:
Здесь, в этой шутке, явный намѐк на розенкрейцерскую традицию: идея незримости Братьев – существеннейший элемент розенкрейцерского учения.
… Всем, кто собирается присутствовать на банкете, рекомендуется захватить с собой очки, «ибо иначе, как мы думаем, братья Розового Креста могут пожелать (по своему давнему обыкновению) сделаться Незримыми…»
Франсес А. Йейтс «Розенкрейцерское Просвещение»
  Таким образом, недолго просуществовав, начиная с 30 – 40-х годов XVII века розенкрейцерское движение пришло в упадок, и к концу XVII века стало не только малочисленным, но и непопулярным в обществе. Возможно, что сведений о розенкрейцерском учении не сохранилось бы до наших дней, если бы «розенкрейцерская философия» не нашла своѐ «убежище» в масонском братстве, где получила широкое распространение. Традиции розенкрейцеров не только сохранились, но и сильны в масонстве и в наши дни. Сегодня в масонстве Розовый Крест относится к Шотландскому Уставу XVIII века, так как в его рамках существовал Орден масонов-розенкрейцеров. В ДПШУ это 18-я степень - Рыцарь Розы и Креста или Рыцарь-Розенкрейцер. В масонстве появились розенкрейцерские ритуалы, чего у самих «розенкрейцеров» никогда не было. Есть в масонстве и розенкрейцерские символы и знаки:
18-я степень Рыцарь Розы и Креста В XVIII веке эта степень в масонстве являлась вершиной в иерархии множества различных шотландских систем. Многочисленны были и варианты ритуала. Одна группа ритуалов привносила в масонский символизм страдания Иисуса Христа, включая, таким образом, в масонство христианскую эзотерику. Другая группа ритуалов продолжала эту же тему в алхимическом ключе. Эта степень в Древнем и Принятом Шотландском Уставе (ДПШУ) является поворотной во всей системе ДПШУ. Степень фактически завершает процесс инициации, так как последующие степени не вносят в Устав ничего принципиально нового, а только совершенствуют то, что есть в этой степени. С 18-й степени начинается христианская версия в масонстве высших степеней. Хотя, как мы помним, розенкрейцерские идеи появились в масонстве в XVII веке, не все в масонстве приняли розенкрейцерство, поскольку в масонстве к тому времени были свои богатые герметические, алхимические и каббалистические традиции, и не все принимали «розенкрейцерскую» магию и предсказания. Поэтому официально степень была утверждена лишь в 1821 году Конституцией Верховного Совета Франции. В ряде стран 18-я степень открыта только христианам. Масонство привнесло в развитие розенкрейцерства свои взгляды и мировоззрение (см. «Тайны масонских орденов» С.П. Карпачѐв, 18-я степень).
  Основы учения ордена розенкрейцеров. Для непосвящѐнного человека представляет интерес, в первую очередь, содержание учения розенкрейцерской философии.
"Тайный рисунок розенкрейцеров". Немецкие масонские публикации XVIII века. Собственно, этот рисунок через символы даѐт информацию о розенкрейцерской философии. Рисунок состоит из четырѐх уровней, что характерно для мистической традиции. На втором уровне, уровне души, расположены различные символы науки, а Корона Небесная вверху означает стремление соприкоснуться с Божественным присутствием. Деятельность Ордена была направлена на изучение природы. Его члены занимались арифметикой, геометрией, алхимией, астрологией, каббалистикой, магией, гаданием, стараясь с их помощью прийти к духовному озарению. Три древних потока «классиков» эзотерики – магия, каббалистика и алхимия – соединились в розенкрейцерской философии, включив алхимию в герметико-каббалистическую традицию. Значительную роль в развитии розенкрейцерской традиции сыграли более поздние авторы Михаэль Майер, Элиас Ашмол и другие авторы.
Учение содержит, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой Братства — Розой, распускающейся на Кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц. В дальнейшие столетия многие
"Предвиденья наши - не горе-прогнозы,
Ведь все мы суть братия по Кресту Розы:
Мы зренье второе имеем и "Слово" масонов храним,
О тайнах грядущего знаем и правду о них говорим..."
Генри Адамсон, «Плач муз» (Перт, 1638)
«Тайные» Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров, но достоверных источников нет. Интересно, что сегодня мы пытаемся установить, кто на кого повлиял: розенкрейцеры на масонов или масоны на розенкрейцеров? А в XVII веке таким вопросом не задавались. Розенкрейцеры отдавали пальму первенства масонам. Вот стихотворение, опубликованное в Эдинбурге в 1638 году, в котором упоминаются розенкрейцеры:
Кроме того, всѐ-таки есть существенные различия между розенкрейцерской философией и масонскими ритуалами. Поглотив розенкрейцерскую философию, масонство изменило учение под собственные понятия герметизма и под собственные понятия ритуалов (см. легенду 18-й степени). Масонство не практикует магию, спиритизм, гадание, не занимается лечением больных и предсказаниями. Это вправе практиковать отдельные масоны по своему усмотрению. По словам Артура Э. Уайта «… Отношения между масонством и розенкрейцерством не носят генеалогического характера. Это лишь духовное родство…» А если вспомнить шутки, которые масоны отпускали в сторону братьев «Розы и Креста», то становится понятно, что масонство лишь «приютило» розенкрейцерство, обогатив собственные знания, а не выросло из него.
Розенкрейцерский рисунок, содержащий символы. Немецкие масонские публикации конца XVIII века.
Представленный рисунок содержит символы, обладающие как алхимическим, так и астрологическим значением. Знак, расположенный под чашей, заимствован из труда Джона Ди "Monas Hieroglyphica" («Иероглифическая Монада»), содержащего мистические знания, а выбор планет, Венеры и Юпитера, ассоциирующихся с умеренностью (слева), обладает выраженной каббалистической коннотацией. Вот примерное содержание розенкрейцерского учения:
1. Жизнь на Земле;
2. Жизнь после смерти;
3. Возрождение;
4. Библейские учения;
5. Явления спиритуализма;
6. Ясновидение;
7. Астрология;
8. Животные;
9. Здоровье и целительство;
10. Невидимые миры;
11. Духовное видение;
12. Посвящение;
13. Библия;
14. Разные вопросы.
(Макс Гендель) В основе философии розенкрейцеров лежит человек. Философия розенкрейцеров учит, что человек - это сложное существо, Эго, или тройственный Дух, обладающий: 1. Плотным телом, состоящим из твѐрдых веществ, жидкостей и газов Физического мира. Это всѐ видимое, то, что человек использует в этом мире для перемещения; 2. Жизненным телом, созданным из эфира. Это жизненное тело является нашим инструментом для усвоения жизненной энергии Солнца и для осуществления функций усвоения, роста и размножения; 3. Телом желаний, являющимся нашей эмоциональной сущностью. Тело желаний выступает за наше видимое тело примерно на 16 дюймов, которое расположено в центре яйцевидного облака, как желток в центре белка; 4. Умом, являющимся зеркалом, которое отражает внешний мир. Ум даѐт возможность Эго посылать команды в виде мысли и слова, а также осуществлять действия. Эго представляет собой тройственный Дух, использующий эти проводники для того, чтобы набирать опыт в школе жизни. Для тех, кто знаком с первыми розенкрейцерскими манифестами, две следующие главы можно пропустить. В них приводится краткое содержание первых манифестов, без которых не будет понятна розенкрейцерская философия.
  "Fama Fraternitatis". Первый манифест. "Fama Fraternitatis" ("Фама Фратернитатис" или "Слава братства", "Откровение Братства"). Этот манифест написан в 1610 году и опубликован в 1614 году. Здесь представлено краткое изложение. Манифест начинается с напоминания о благости и милосердии Бога и предупреждает интеллигенцию, что еѐ эгоизм и алчность приводит к тому, что люди следуют за ложными пророками, что отвращает их от подлинного знания, которое Бог в своей благости открывает им. Поэтому необходима реформация, и Бог сподвигнул на неѐ философов и мудрецов. Таинственный человек, именуемый в дальнейшем Высочайше просветлѐнный отец C.R.C., немец по рождению, из знатной семьи, пятилетним ребѐнком попал в монастырь. Но в монастыре он не получал удовлетворения от тамошнего уровня образования. И вот однажды, повзрослев, он узнал, что один из членов Святого ордена отправляется в паломничество в Святую Землю. Он напросился в спутники, и они пошли вместе. Путешествие в те времена было трудным, опасным и не всем удавалось дойти до цели. Так случилось и в этот раз. Спутник нашего таинственного человека умер на Кипре. Поэтому дальше пришлось добираться в Дамаск одному. Однако плохое здоровье и ему не позволило добраться до Иерусалима. Пришлось остановиться в Дамаске. В Дамаске ему посчастливилось встретить местных мудрецов. У них он начал обучаться философии, надеясь в будущем добраться до Иерусалима. И вот, как-то раз, во время своего обучения он услыхал о группе мистиков и каббалистов, обитающих в таинственном арабском городе Дамкар. Тогда наш таинственный человек отказался от намерения посетить Иерусалим. Он пристроился к арабам, идущим в этот таинственный город Дамкар. Ему было 16 лет, когда он добрался до Домкара. Несмотря на молодость, его приняли там, как брата, долгожданного сотоварища по философии. Он был принят и посвящѐн в секреты арабских адептов. Там C.R.C. изучил арабский язык и перевѐл на латинский язык Священную Книгу М. Так пробыл он в Дамкаре три года. Затем он пошѐл в Фес, где встретился с арабскими магами. Арабские маги приняли его и посвятили в ещѐ большие секреты. В Фесе его обучили обращению со стихийными началами. Это были Духи природы. Многие секреты природы были открыты ему. Приобретѐнный опыт позволил C.R.C. отличать истинное от ложного. В Фесе он получил много дополнительных знаний. В Фесе он пробыл два года. И вот пришла пора возвращаться домой. C.R.C. отплыл в Испанию, увозя с собой много сокровищ: Книгу Мудрости, редкие растения и животных, секретные материалы, собранные им во время странствий. Он полагал, что учѐные мужи Европы с радостью примут все его материальные и интеллектуальные сокровища, которые он им представит! Прибыв в Европу, C.R.C. был страшно разочарован, так как взамен своих "сокровищ" он получил только насмешки и сарказм. Так называемые "мудрецы" боялись признать своѐ невежество и тем самым уронить свой престиж. Хотя были и такие, кто всерьѐз отнѐсся к таинственным материалам. Например, Парацельс прочитал-таки Книгу М и почерпнул из неѐ столько знаний, что стал самым знаменитым врачом в Европе.
  Усталый от странствий и издевательств "мудрецов", наш таинственный человек вернулся в Германию. Он построил дом, где в тихой уютной обстановке продолжил свои исследования. Для научных целей он сконструировал много редких инструментов. Стал жить замкнуто, предпочитая общение с Богом общению с людьми. Так замкнуто он прожил пять долгих лет. После затянувшегося уединения он решил возобновить усилия в борьбе за реформацию наук и искусств своего времени. Но на этот раз он решил прибегнуть к помощи своих немногих доверенных друзей. C.R.C. призвал трѐх братьев из монастыря, где прошли его детские и отроческие годы, взяв с них клятву хранить секреты, которые будут им доверены и которые будут ими записаны под его диктовку ради последующих поколений. Наш таинственный человек в последующих манифестах раскрывает новое своѐ имя Христиан Розенкрейц, а эти четверо и явились основателями братства Розы и Креста. Они разработали секретный шифр и огромный словарь, в котором все формы мудрости были классифицированы во славу Господа. Все вместе они начали работу над толкованием Книги М. Однако, эту задачу выполнить не удалось, задача была трудновыполнимой из-за физической загруженности братьев: слишком большим был наплыв больных посетителей, которые шли к ним. Братья решили построить новый большой дом. Построив дом, они назвали его Дом Святого Духа. Из-за сложности толкования Книги М, братья решили привлечь в братство ещѐ четырѐх доверенных человек. Теперь их стало восемь человек, семь из которых были немцами. Все они были из монастыря, поэтому все не были женаты. Началась долгая и упорная работа по толкованию Книги М. Упорно работая сообща, они завершили титанический труд по подготовке документов, инструкций и секретов ордена. Они также заложили новый дом под названием "Святой Дух". Настало время, когда надо было расстаться. Братья решили посетить другие страны, не только для того чтобы передать своѐ учение другим, но также для сравнения его с другими точками зрения и исправления возможных ошибок, существующих внутри их собственной системы. Перед тем как расстаться, братья подготовили шесть правил, или законов, которым каждый из них обязан был повиноваться: 1. Лечение должны проводить не за плату, а по собственному желанию; 2. У них не должно быть специального одеяния, должны носить в миру общепринятые одежды; 3. Каждый год они обязаны встречаться в Доме Святого Духа, а в случае невозможности сделать это, должны уведомлять об этом остальных в письме; 4. Каждый должен подготовить себе достойного наследника для того, чтобы тот последовал примеру братства в случае смерти наставника; 5. Отныне их знаками будут буквы R.C., знак этот будет и печатью, и инициалами; 6. Братство должно оставаться неизвестным миру в течение ста лет. Символом братства розенкрейцеров было избрано изображение розы, распятой на кресте. Крест стоит на постаменте из трѐх ступенек:
Члены братства поклялись исполнять эти правила. Пятеро из них отправились в отдалѐнные страны. Через год ещѐ двое отправились в дальние страны, оставив основателя братства одного в Доме Святого Духа. Год за годом они встречались с огромной радостью друг с другом, спокойно и искренне распространяя своѐ учение среди мудрых Земли. Но ничто не вечно на Земле. Пришло время, когда один из братьев умер в Англии. Было решено, что место погребения братьев, членов ордена, должно держаться в секрете. Вскоре основатель братства собрал вместе шесть остальных братьев. В этот раз C.R.C. подготовил себе своѐ собственное символическое погребальное место. Братья обязаны были хранить это место в тайне. 120 лет спустя. На момент написания "Fama" ни один из последователей первых братьев не знал ни того, когда умер C.R.C., ни где он был похоронен. Никто не знал, в какой стране похоронен отец C.R.C., и информация об этом скрывалась основателями ордена. Однажды один из братьев, последователь основоположников ордена, взялся за некоторые изменения в Доме Святого Духа. Он обладал архитектурной смекалкой, поэтому ему был поручен ремонт. Производя перестройку дома, брат наткнулся на мемориальную доску с именами умерших здесь братьев - членов ордена. Он решил перенести эту доску в часовню, где ей было более подобающее место. При попытке выломать доску, которая была прикреплена к стене большим гвоздѐм, несколько кирпичей и штукатурка отвалились, обнажив дверь, скрытую в кирпичной кладке. Последователи розенкрейцеров расчистили проход и открыли вход. Это оказалась гробница! На двери была надпись большими буквами: "POST CXX ANNOS PATEBO". Это, согласно мистической интерпретации братства означало: "Через 120 лет я восстану". На следующее утро дверь была открыта, и члены ордена вошли в помещение. В помещении было семь углов и семь стен. Солнце никогда не проникало в эту гробницу. Но странным образом помещение было освещено таинственным светом, льющимся прямо с потолка! В центре стоял Алтарь, на котором лежали медные пластины со странными письменами. В каждой из стен была небольшая дверь, ведущая в комнату, доверху набитую ящиками с древними книгами и секретными инструкциями, в настоящее время утерянными. Сдвинув алтарь в сторону, они обнаружили массивную медную крышку. Подняв еѐ, они увидели тело C.R.C. По прошествии 120 лет он выглядел так, как будто он только что был помещѐн в могилу. В одной руке была Библия, а в другой - таинственный манускрипт из пергамента, наиболее ценная реликвия братства Розы и Креста. После исследования секретного захоронения крышку снова водрузили на место, а гробницу опять запечатали. Братья, последователи основоположников ордена, повели обычную жизнь. Но теперь дух и вера их были вдохновлены чудесным явлением. Стало шириться движение розенкрейцеров. И в наши дни есть много людей и организаций, считающих себя последователями розенкрейцеров. А есть и такие организации, которые считают себя прямыми преемниками розенкрейцеров. Вот и вся наша история об основателях ордена розенкрейцеров. Работа "Fama Fraternitatis" ("Фама Фратернитатис" или "Слава братства") заканчивается такими словами: "В соответствии с волей отца C.R.C., будет подготовлена "Fama", которая будет на пяти языках разослана мудрым и образованным умам Европы, чтобы все могли узнать и понять секреты августейшего братства. Все искренние души, которые трудятся во славу Господа, приглашаются вступить в общение с братством. Голос их будет услышан независимо от того, где они находятся и как будет послано это сообщение. В то же время люди будут предупреждены, что эгоисты и скрытные люди с низменными желаниями обретут лишь скорбь и печаль, если они попытаются раскрыть секреты братства, не обладая чистотой сердца и ясным умом".
  " Confessio Fraternitatis ". Второй манифест. Здесь кратко изложена суть второго документа розенкрейцеров "Confessio Fraternitatis" ("Исповедь Братства", в некоторых переводах "Признание Братства"), опубликованного в 1615 году. В теории считается, что существовали два различных розенкрейцерских ордена: внутренняя организация, члены которой никогда не открывали ни своих имѐн, ни сути учений, и внешний орден, который находился под наблюдением внутреннего. С 1614 года внешний орден распространял трактаты и манифесты либо под своим именем, либо под именем посвящѐнных своих членов. В "Confessio Fraternitatis" братья Розы и Креста оправдывают собственное существование и объясняют цели и деятельность их ордена. "Исповедь Братства" делится на 14 глав. 1. Не торопитесь в суждениях и не подходите с предрассудками к нашему братству, описанному в нашем манифесте "Fama Fraternitatis". Не обвиняйте нас в ереси. Здесь мы поясним нашу позицию; 2. Философские законы нашего времени ложны. Наше братство обеспечит лекарство против немощи мировой философской системы. Секрет философии Розы и Креста основан на знании, которое является суммой и главой всех способностей, наук и искусств. В нашей системе много теологии и медицины, мы анализируем небеса и землю; но по большей части мы изучаем самого человека, в котором природа скрыла свой высший секрет. Если учѐные умы примут наше приглашение и присоединятся к братству, мы откроем им секреты, которые им и не снились и которые касаются скрытой работы природы; 3. Мы не можем описать полностью чудеса нашего братства людям неосведомлѐнным; 4. Наше братство разделено на степени, через которые каждый должен проходить шаг за шагом на пути к Великой Тайне. Тот, кто воспримет это знание, станет мастером всех искусств и ремѐсел: ни один секрет не будет ему недоступен. Весь мир предстанет, как одна Книга, а противоречия науки и теологии будут преодолены. Присоединяйся, о человечество! 5. Когда мы предлагаем свои сокровища, мы не предаѐм наших сокровищ, и хотя мы опубликовали "Fama" на пяти языках, еѐ понимают только те, кто имеет на это право. Тысячу раз недостойные могут стучаться в наши ворота, но Бог запретил нам, членам братства R.C., слышать их голоса. Бог сделал нас невидимыми для простых смертных до тех пор, пока они не достигнут силы, заимствованной у орла. Мы реформируем правительства Европы и устроим их в соответствии с системой, практикуемой философами Дамкара. Все люди, жаждущие знания, получат его, согласно их способности к пониманию. Господство ложной теологии будет преодолено, и Бог да утвердит Свою Волю через избранных Им философов; 6. Наш отец C.R.C. родился в году 1378 и покинул нас в возрасте 106 лет, наказав нам распространять доктрину философской религии по всему миру. Наше братство открыто всем, кто искренне ищет истину, но мы публично предупреждаем ложь, и бесчестие, что они не могут задеть нас и причинить нам вред, потому что Бог оградил наше Братство, и тот, кто хочет причинить нам зло, пусть знает, что оно обернѐтся против него, а сокровища нашего братства останутся нетронутыми, чтобы ими пользовался Лев в утверждении собственного царства; 7. Бог перед концом света создаст великий поток духовного сияния, чтобы облегчить страдания человечества. Ложь и тьма, проникшие в науку, искусства, религии и правительства будут повержены, и установится единый стандарт. Велики будут реформы, которым предстоит свершиться. Но мы, члены братства C.R.C., не будем высокомерно присваивать себе славу этого божественного реформирования. Мы заверяем, что скорей камни восстанут, нежели будет недостаток людей, готовых выполнить Божью волю на земле;
Чтобы никто не мог сомневаться в нас, мы заявляем, что Бог направил посланников и дал знаки на небесах, а именно новые звѐзды в созвездиях Змеи и Лебедя, чтобы показать, что вскоре соберѐтся великий совет избранных. Перед тем, как это откровение правоты станет возможным, мир должен проснуться от опьянения после своей отравленной чаши, наполненной ложной жизнью теологического вина, и открыть своѐ сердце добродетели и пониманию; 9. Мы обладаем магическим письмом, скопированным с божественного алфавита, которым Бог начертал волю Свою на челе небесной и земной природы. Мы предсказываем закат церкви и срок, который ей отпущен. Мы понимаем и можем объяснить наши таинства на нашем священном языке, но мы не сможем сделать этого на латыни, поскольку она заражена вавилонским смешением языков; 10. Есть влиятельные лица, препятствующие и противостоящие нам. По этой причине мы должны быть скрытными. Мы убеждаем вас, тех, кто станет членом нашего братства, изучать Священное Писание. Человек должен искать истинное значение, редко открываемое теологами, учѐными, поскольку они ослеплены ограниченностью своих сект. Мы свидетельствуем, что никогда не было дано человеку более превосходной книги, нежели Святая Библия. 11. Мы хотим, чтобы наши утверждения о превращении металлов и об универсальной медицине, сделанные нами в "Fama Fraternitatis", были правильно поняты. Когда человеку дана сила лечить болезни, преодолевать бедность и достигать высокого положения в обществе, этот человек становится подверженным большому числу искушений, он представляет ужасную угрозу для человечества. Алхимик, достигший умения превращать металлы, может совершать зло, если его понимание не будет столь же велико, как его богатство, им сотворѐнное. Мы утверждаем, что человек должен сначала получить знание, обладать добродетелью и обрести понимание, тогда всѐ остальное приложится. Мы обвиняем христианскую церковь в великом грехе обладания властью и неразумном еѐ использовании. И мы прорицаем, что она падѐт под тяжестью собственной несправедливости и утратит корону; 12. В заключении к нашему "Confessio" мы предупреждаем против чтения бесполезных книг псевдоалхимиков и философов, которые профанируют Святую Троицу и вводят в заблуждение доверчивых бессмысленными загадками. Поиски истины затрудняются. Поверь нам, истина проста и не скрыта, в то время как ложь сложна, глубоко скрыта, горда и еѐ знание ошибочно принимается за божественную мудрость. Вы мудрые придѐте к нам. Мы не ищем ваших денег, но свободно предлагаем наше сокровище. Нам не нужны ваши дары, а желаем, чтобы вы стали совладельцами наших даров. Мы не насмехаемся, но приглашаем вас понять все секреты. Мы не просим принять нас, но приглашаем самих прийти в наши дома и дворцы, и не из-за нас, но по велению Духа Господня, по желанию нашего наипревосходнейшего отца C.R.C.; 13. Мы искренне веруем во Христа, не признаѐм папства, посвящаем наши жизни истинной философии и достойному существованию, ежедневно приглашаем и допускаем в наше братство достойных из всех народов. Не присоединишься ли ты к нам для самосовершенствования, для развития всех искусств, во имя служения миру? Если ты сделаешь этот шаг, сокровища каждой части земли будут твоими, и тьма, окутавшая человеческое знание, будет рассеяна; 14. Мы предупреждаем тех, кто привлечѐн блеском золота, и тех, кто сейчас в почѐте, кого влечѐт к богатствам праздная и пышная жизнь, не беспокоить наше священное молчание своим шумом. Есть медицина, вылечивающая все болезни и дающая всем людям мудрость. Человек идѐт против воли Господа, когда приобретает понимание посредством чего-либо, нежели через добродетель, труд и целостность. Мы не можем показывать себя кому-либо, за исключением тех, кто является таковым по воле Бога. Те, кто считает, что они могут стать совладельцами нашего духовного богатства против воли Бога или без его позволения, скорее потеряют жизни в поисках нас, нежели достигнут счастья, найдя нас.
  Заключение. Несмотря на непродолжительный период «розенкрейцерского Просвещения», розенкрейцерство сыграло заметную роль в истории общества. Такого понятия, как «розенкрейцерское Просвещение» не было ни в Средневековье, ни в более поздние времена. Розенкрейцерство было одним из многих эзотерических течений, ставившее перед собой и политические цели. Впервые этот термин употребила автор работы «Розенкрейцерское Просвещение» Франсес Йейтс. Это наименование временного периода лишено общепринятой исторической привязки. «Розенкрейцерское Просвещение» приходится на период с начала XVII века, когда розенкрейцерские манифесты вызвали настоящий фурор и воодушевление в образованной части общества, и до упадка розенкрейцерского движения с 30 – 40-х годов этого же столетия. Тем не менее, «Розенкрейцерское Просвещение», в ряду других интеллектуальных обществ и братств, подготовило почву для будущего исторического периода – Эпохе Просвещения в XVIII веке. Ко времени, когда Вольтер, Дидро, а с ними и всѐ общество осуществили прорыв «от мрака суеверий к свету разума». Розенкрейцерство призывало к прогрессу человеческого знания, к необходимости реформирования общества, системы образования, науки. Была убеждѐнность в необходимости третьей религиозной реформации, которая затронула бы все стороны человеческой деятельности. Это движение заслуживает того, чтобы быть названным «Розенкрейцерское Просвещение»! Розенкрейцерский орден, как действующая организация, никогда не учреждался, а был представлен лишь философской идеей. После упадка розенкрейцерского движения с середины XVII века и до начала XVIII века розенкрейцерство практиковалось исключительно в масонстве. Были, правда, отдельные малочисленные группы «розенкрейцеров» и отдельные люди, увлекающиеся розенкрейцерством, не связанные между собой. Но большая часть их, не найдя реальный орден, посвящалась в масонский орден, привнося свои увлечения и знания розенкрейцерской идеологии. По словам Артура Эдварда Уайта «… в XVIII столетии под масонским знаменем объединились многие школы и традиции, многие формы научных, философских и религиозных верований… в том числе и круг розенкрейцерства, который был в то же время кругом масонства…» Примерно с 1710 года появляются новые розенкрейцерские организации. Однако, если проследить историю возникновения этих организаций, то рано или поздно путь всѐ равно приводит к масонству. Это были либо организации, принимающие исключительно масонов в степени Мастер или «высших» степеней, либо учредители таких организаций были выходцами из масонства: «усыплѐнные» или действующие масоны. Как бы то ни было, новые организации никакого отношения к «нашим» розенкрейцерам не имеют, но продолжают их традиции. По словам Артура Эдварда Уайта «…К сожалению, у розенкрейцерского движения было слишком много подражателей в прошлом, как и сейчас, которые только запутывают исследования философии розенкрейцеров. Вместе с тем, есть свидетельства того, что современное розенкрейцерское движение утратило видение своих собственных действительных и наивысших целей».
  Мэнли П. Холл так характеризует новое движение «розенкрейцеров»: «…Изучение архивов исследователями, "положившими жизнь" на изучение розенкрейцеровского учения, показывают, что сегодня можно лишь примерно говорить о содержании учения розенкрейцеров. Ссылки на знание полного и достоверного содержания учения, попытки интерпретации розенкрейцеровской философии являются просто спекуляциями…» В начале XVIII века, в 1710 году, силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), представился членом Ордена Злато-Розового Креста и сообщал, что Братством управляет «Император», в него принимаются лишь масоны в степени Мастера. Но подтверждений этому нет. Достоверно известная розенкрейцерская организация S.R.I.A. (Societas Rosicruciana in Anglia) была учреждена в XIX веке. Эта организация основана масонами регулярных английских Уставов, как система высших степеней. В девятнадцатом веке и начале двадцатого многие общества подражали розенкрейцерам. Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкрейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis. Последний (A.M.O.R.C.) известен в России как Д.М.О.Р.К. (Древний Мистический Орден Розы Креста), образован в 1915 году. Ныне с масонством не связан.
И в заключение нельзя обойтись без главной легенды розенкрейцерского движения Христиана Розенкрейца. Легендарный Христиан Розенкрейц. Интерес в этой картине представляет символизм изображения, так как это не просто портрет. Это набор розенкрейцерских символов. Портрет взят, скорее всего, из книги "Секретные традиции масонства" А.Э. Уайта. А.Э. Уайт воспроизводит портрет, на котором, по предположению, изображѐн просветлѐнный адепт Христиан Розенкрейц. Картина представляет собой, собственно, не портрет. Это воображаемая концепция духа розенкрейцерства. Мудрец сидит за своим столом, переписывая тайную Книгу Природы. Страницы книги освещаются свечой. Но это не просто свеча. Это свеча просветлѐнного ума. Сама книга покоится на черепе. Череп символизирует конец пути: какими бы дорогами мы ни шли, всѐ равно придѐм к одному концу пути. Великая Книга Розы и Креста лежит закрытой подле песочных часов. Это символ того, что в своѐ время Книга будет открыта.

Литература.
1. «Тайны масонских орденов. Ритуалы вольных каменщиков». С.П. Карпачѐв. Москва: Яуза-Пресс, 2007.
2. «Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков». С.П. Карпачѐв. Москва: АСТ: Олимп, 2008.
3. «Новая Энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории». Артур Эдвард Уайт. СПБ: Издательство «Лань», 2003.
4. «Розенкрейцерское Просвещение». Франсес А. Йейтс. Москва: «Алетейа», «Энигма», 1999.
5. «Масонство. Символы, тайны, учения». У. Кирк Мак-Налти. Москва: Издательство АРТ-Родник. 2006.
6. «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». Мэнли П. Холл. Москва: «Мидгард», 2007.
7. «Русское масонство». Сборник. Москва: Эксмо, 2007.
8. «Заметки о посвящении. Смысл, цели, перспективы». Рене Генон. Москва: Беловодье, 2010.
9. «Интервью с масоном. В гостях у вольных каменщиков, строителей Храма», с. 155 – 162. А. Рыбалка, А. Синельников. Москва: «Живое время», 2009.
10. «Учение розенкрейцеров в вопросах и ответах». Том I. Макс Гендель. Москва: Литомед, 2005.
11. «Учение розенкрейцеров в вопросах и ответах». Том II. Макс Гендель. Москва: Профит Стайл, 2010.ъ
12. «Словарь русского языка» (под ред. Н.Ю. Шведовой). С.И. Ожегов. Москва: «Русский язык», 1990.
13. Зодческая работа «Орден Розы и Креста XVI-XVII веков» Бр Гончар:
http://www.freemasonry.ru/forum//index. … topic=9851
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Розенкрейцер

Отредактировано Alex13 (2011-02-16 17:47:48)