http://img-fotki.yandex.ru/get/3907/freemasonry13.0/0_25252_52644164_L.jpg
     Философская и научная культура нашего столетия, сталкиваясь с проблемой метода познания, обычно не придает особого значения тем различиям, которые существуют между «знаком» и «символом» (соотносимым с понятийной реальностью, более широкой, чем сам символ). 
     Отсюда недостаток внимания и к специфической функции символа. В этом также кроется причина того, что сегодня мало кто занимается разработкой онтологических потенций самого символа, иными словами, вероятностью того, что символ может играть не только сугубо техническую или инструментальную роль, но и сам по себе может являться отпечатком действительности. В наше время мало кто занимается поиском, говоря языком алхимии, той квинтэссенции, которую  можно добыть благодаря последовательным дистилляциям  символа, то есть благодаря операциям, предусматривающим его декомпозицию, анализ и восстановление. 
     Масонские ритуалы, являются специфическим феноменом, несводимым к обыденной ритуальности, так как они построены на философском осмыслении и активном сопереживании.
     Однако, прежде чем перейти к основному вопросу, нам представляется нелишним сказать несколько слов об историко-символическом значении основных элементов храма.  В храме пребывает ложа — первичная организационная ячейка масонов.
     Масонский храм в верхней своей части не завершен,  что призвано символизировать возможность и необходимость улучшения масонского труда и вечное стремление человека к совершенствованию. Всякий, кто изучал историю архитектуры, не может не обратить внимание на то, что большинство храмов и святилищ сориентированы на Восток. 
     Большой интерес представляет с точки зрения символогии прямоугольная форма самого храма. Земля представлена в масонском храме прямо угольным его основанием. Потолок — небо, не имеющее пределов. 
     При входе в храм расположены колонны В и J . Они призваны обратить взор входящего к библейской традиции.
     Иахин ( Jachin ) и Воаз ( Boaz ) на древнееврейском приблизительно означают соответственно «утвержденный Богом» и «утвержденный силой». По мнению У. Порчатти, колонны обозначают рубеж, за которым «умирает человеческий дух» 2| . Две колонны фасада готических соборов, судя по всему, имеют то же значение. Любопытно отметить, что у австралийских аборигенов арунта племенная инициация совершается меж двух символических колонн (столбов), построенных из стволов или ветвей дерева и сориентированных на Север и Юг — точно так же, как и в масонском храме.
     На капители колонн (одна из них в дорическом, другая в коринфском стиле) возложены соответственно глобус, символизирующий всемирность и универсальность масонства, и три граната, являющихся образом плодородия природы.
    Какова история двух колонн. Предполагается, что строя храм, царь Соломон, имея в виду столп облачный и столп огненный, которые служили народу Израиля ориентирами в пустыне. Таким образом, проходя между этими двумя колоннами, иудеи лишний раз должны были вспоминать о безграничной благодати Господней, и о том, что они находятся под его опекой и защитой.
     Многие исследователи обращают внимание на эзотерическое значение обеих колонн, В... и И..., в связи с движением по зодиаку. Расположенные рядом, колонны образуют символ, используемый в астрологии для знака Близнецов; изучение их смысла в этой связи, возможно, лучше чего бы то ни было выявляет глубинный предмет масонства. Оно может указать и происхождение, или время происхождения, так называемого исторического масонства. Датируется ли появление последнего седьмым тысячелетием до Р. Х., когда солнце проходило по знаку Близнецов, или же нам следует отступить еще дальше, к тому отдаленному периоду, когда большой зодиакальный цикл в 25000 лет начался в этом знаке, — гадать бесполезно, ибо нет способа получить доказательства. Можно отнести происходящее к еще более отстоящему от нас периоду. Колонны В... и И... обозначают не только дату (известную посвященным древности, но скрытую сегодня от нас, которым д'олжно ходить верою, а не видением), но означают и основание масонского делания. Масонство — символ внутренней духовной реальности, истинной религии рода человеческого. Религия эта была утверждена на силе и оказалась столь живучей, что здравствует и поныне, спустя тысячелетия. Эмблема двух колонн была выбрана древними строителями; колонны воздвигались в каждом храме в напоминание братьям о стародавнем зодиакальном символе знака Близнецов, в котором, возможно, человек взалкал света.
     В знаке Близнецов двойственность человека символизируется Двойней. Человек по природе своей хороший и плохой, ибо выступил из тьмы, взыскуя света; человек составлен из двух аспектов, природ: "Первый человек — из Земли, перстный; второй человек — Господь с неба"; человек — сын Вдовы, но и сын света. Бог и человек сочетались — братья Кастор и Поллукс, — воссияв вместе и означая смертность и бессмертие. Довольно любопытно, что в наше время свет "смертного" брата угасает, тогда как "бессмертного" — прибавляет в яркости, напоминая нам слова Св. Иоанна: "Ему д'олжно расти, а мне умаляться". Таково созвездие Близнецов, согласно традиции и легенде. Такова и тема масонства — возрастание м. к. в яркости света, пока не избудутся дни слепой тьмы, когда он был кандидатом.
     Итак, масонство может быть так же старо, как и само человечество, а религия такой же древней, как и масонство. Созвездие Близнецов может быть символом, помещенным для нас в красочную книгу небес в напоминание об отдаленнейшем времени, когда наше солнце (проходя по знаку Близнецов) отметило период возникновения на Земле младенческого человечества, чьим потомком является современная раса людей. Тот период мог дать рождение бесхитростному учению, на чьей основе были позднее разработаны современные масонские ритуалы и делание.
     Интересно отметить, что это подтверждается учением, сообщаемым в первых трех градусах несмотря на то, что, если верить историкам, разделение на три градуса Голубой Ложи является относительно современным. Историки, однако, не всегда правы. Всё проходит, а когда нечто вновь появляется, оно приветствуется как новое. Мы сейчас живем в период, когда, как Христос предрек: "Сокровенное должно стать явным". Посему от масонства можно ныне ожидать, что оно приоткроет свои тайны и будет принимать формы, которые под конец высветят его подлинный смысл. Мир смысла приближается вплотную.
     Масонство представляет собой «особую систему этики, облечённую в аллегории и проиллюстрированную символами» [1]. Одним из первых таких символов, доступных после посвящения, и являющегося, безусловно, одним из самых значимых в первом градусе символического масонства, является колонна Боаз. То, что название этой колонны в Шотландском Уставе, наряду с прикосновением первого градуса, служит ключом ко входу в масонский Храм, делает этот символ если не главным, то одним из самых главных для ученика. Подмастерью при посвящении во второй градус сообщается и название второй колонны Храма –Яхин.
     По легенде, именно эти две колонны после завершения строительства подземного Храма воздвиг Енох, после чего записал на них принципы искусства строительства, науки и знания. Одна из этих колонн была сделана из мрамора, как устойчивого к воздействию огня материала, а вторая из бронзы, которая, как известно, не подвержена влиянию воды. И вода, и огонь - это стихии, испытаниями которых подвергается ученик в первом градусе. После великого потопа именно бронзовая колонна стала источником знания для потомков Ноя, а каменная колонна – источником эзотерического знания Гермарина, прозванного впоследствии Гермесом, основателем герметических наук [2].
     Однако в убранстве Храма символического масонства, которое мы можем наблюдать на каждом заседании наших лож, помимо этих двух колонн, присутствует и третья. Это коринфская колонна красоты, символом чего является Солнце в своей высшей точке – зените, которое и наблюдает Второй Страж [15]. Колонна красоты является синтезом двух начал - колонн мудрости и силы, ионического и дорического ордеров [16], Боаз и Яхин, и в то же время серединой Млечного пути, проекцией созвездия Орион, равно как и символом равноденствия, когда Солнце и Луна по силе равны друг другу.
    Библейские ссылки:
     В третьей книге Царств рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались Яхин и Боаз. В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии. «А в передней части храма венцы, которые на верхушках столбов сделаны [в виде ]лилий [в]четыре локтя [высотой]. <…> И на верхушках столбца сделаны [венцы в виде]лилий» (3 Цар.7:17-22)
     Вход в Храм был с восточной короткой стороны, как было принято в храмах Востока. Ширина входного проёма была 7м, а перед ним стояли две медные колонны высотой около 21,5 м и диаметром около двух метров. Каждая из этих колонн имела собственное имя, правая - «Яхин», и левая - «Боаз». Эти колонны имели, по-видимому, только художественное значение, т.к. стояли отдельно от здания Храма и не соприкасались с его крышей. Крыша Храма была плоская, сложенная из кедровых брёвен и досок (I Ш 6:9).
     В третьей книге Царств 7:21 мы находим следующий стих:
          « И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз»
     Согласно Теософскому словарю Яхин (Евр.) «Еврейскими буквами IKIN, от корня KUN, «основывать», и символическое название одного из столбов в портике Храма Царя Соломона.» (у.у.у.) Второй столб назывался Боазом, и они были, соответственно, белым и черным. Они отвечали нескольким мистическим идеям, согласно одной из которых они представляли двойной Манас, или высшее и низшее Эго; другая же связывала эти два столба в славянском мистицизме с Богом и Чертом, с «Белым» и «Черным» Богом.     
     В книге  Л. Мигель и М.Отеро «Массонство» дается следующее толкование этих символов. Имена колонн, Иахин и Воаз, образуют на древнееврейском фразу, которая означает «Он установит с силой». Первое упоминание о ее связи с масонским храмом относится к старинным катахезисам первой четверти восемнадцатого века, то есть к спекулятивному периоду. Два текста, относящиеся к 1724 году, утверждают, что обе колонны воплощают «крепость и силу Церкви во все времена».
     Бронзовые колонны располагаются перед храмом, хотя, как нам уже известно, в ложе они помещаются внутри, в западной части. Освальд Вирс. Которого цитирует Жюль Буше, утверждает, что колонна Иахин имеет мужскую природу, делая такой вывод на основании начального Йод, символизирующего солнце и  красный цвет (приписываемый Адаму), а колонна Воаз – женскую, поскольку начинается с буквы Бет, «дом», являющийся символом Луны и белого (или черного) цвета. Буше сообщает, что получится, если мы  прочитаем имена колони справа налево, что необходимо сделать, согласно традиции. Имена превращаются в Нихай и Зоав, что обозначает, соответственно, соитие и фаллос, то есть процесс и инструмент творения.
     В своем обычном местоположении, перед входом в Храм, Иахин располагается справа, что соответствует его мужско й природе, а Воаз – слева. Но когда они находятся внутри ложи, то изнутри, для зрителя, их относительное положение будет обратным.
         Святой Павел назвал апостолов « столпами Церкви». Аналогичным образом масон, вступив в Орден, становится столпом своей ложи и обязан выполнять соответсвующие функции.
    Сергей Карпачев дает свое толкование колоннам: Колонны – важнейший элемент архитектуры, прежде всего классической. Колонны имеют богатый символический смысл: в еврейской и христианской традициях означают дерево жизни, в греческой мифологии – «священную ось», у китайцев – связь с небом и т.д. Символике колонн присущ фаллический подтекст. В дуалистической традиции Колонны предстают как элемент связи между «высшим» и «низшим» мирами, тьмой и светом.  Базой символизма Колонн в масонстве является конструкция колонн Соломонова Храма, сооруженного зодчим Хирамом. Он воздвиг две колонны: одну высотой в 9м, другую – в 6м. На них опирался купол высотой в 2.5 м, имевший перегородку в форме сети. Колонны обвивали цепи, состоящие из семи звеньев. Правая колонна получила имя Якин и означала устойчивость,  левая Боаз – силу. Таким образом, символизм двух колонн означал «силу, которая дает устойчивость». В Шотландских ритуалах колонна Боаз помещается слева от входа в Храм, а  колонна Якин – справа, во Французском ритуале – наоборот.  Соответственно в первом случае  1й Страж находится у подножия колонны Боаз, вдоль которого располагаются ученики, 2й – у подножия колонны Якин, вдоль которой место занимают подмастерья. Во втором случае ученики находятся на колонне Якин, а подмастерья на колонне Боаз. Мастера (за исключением тех, кто занимает офицерские должности) и в том, и в другом случае занимают места произвольно. Имя колонн было принято как тайное, священное слово для работ первых двух градусов. Колонны являются также опорами масонского Храма, олицетворяющие мудрость, силу, красоту.
     С моей точки зрения, колонны Боаз и Якин символизируют врата, в которые входят ученики и подмастерья.
     В масонство мы входим между установленными в каждой ложе колоннами Соломонова Храма – Яхин и Боаз. Одна из них  символизирует свет, истину и добро, а вторая, является символом мрака, смерти и зла. На наш взгляд, именно данные столпы деизма поддерживают равновесие в мире.
     Колонны Яхин и Боаз, располагаясь у входа в Храм (ложу) таят в себе архитектурный символизм и библейское наследство, олицетворяя тем самым Храм Соломона. Они играют важную роль в масонстве и мировидении посвящаемых, являясь как бы, символом космической полярности: мужского и женского начала, позитивного и негативного и т.д.
    Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов.
     Это две колонны Геркулеса, указывавшие границы, между которыми индивидуальность человека умирает. Масонский ритуал посвящения включает в себя предупреждение кандидату перед входом в храм- "если ты держишься за человеческие отличия, уходи – здесь их нет". Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная – созидание, упорядоченность, систему, внутреннуюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber. Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.
     За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования белых и черных клеточек говорит о том, что области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью. Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.Рядом с колонной Б:. либо по левую сторону от Алтаря при открытии ритуальных работ ложи помещается грубый камень, который свидетельствует о несовершенстве посвящаемых и как бы напоминает о той колоссальной работе, которую предстоит выполнить (мне), чтобы из этого грубого неотесанного камня получить определенное совершенство.

Список источников:
[1] J.S.M. Ward «Moral teaching of freemasonry», пер.Бр. А.К. - Электронная версия
[2] «Masonic legends», Missouri Lodge of Research, 1998. Legend Of Enoch, p.1, пер. Бр. А.К. - Электронная версия
[3] О.Вирт «Книга ученика», 1937, Париж, стр. 15 - Электронная версия login: OVirt password: ****_apprentice_book_GLoR
где **** слово 1-го градуса, набранное маленькими латинскими буквами. Пароль чувствителен к регистру.
[4] Там же, стр.26
[5] Там же, стр.61
[6] http://www.freemasons-freemasonry.com/p … emple.html
[7] Эллис Тэйлор «Масоны – дети Маат» http://www.hiddenmysteries.org/mysterie … /maat.html
[8] Robert Bauval «Code of Egypt», 2006 http://www.scribd.com/doc/5578683/The-Egypt-Code
[9] Gary A. Davis, ”Along the 33rd Parallel”, http://www.world-mysteries.com/mpl_gd3.htm
[10] Albert Pike, «Morals and Dogma» South Carolina: A. .M. . 5632, 1928, 1906, 1871), стр. 363
[11] там же, стр.9
[12] Найт, Ломас, Машина Уриила.
[13] Davis, Dual stargates of Egyptian cosmology, 2002, http://www.theorionzone.com/egyptian_stargates.htm
[14] http://www.andrewcollins.com/page/artic … 020407.htm
[15] Карл Х. Клауди, «Книга Мастера» , пер. Бр. Е.К. - - Электронная версия
[16] Dwor «Globes, pillars, columns and candlesticks» http://freemasonry.bcy.ca/texts/globes_ … lumns.html