История российского масонства знает множество известных имен. И один из самых известных российских масонов – это Александр Сергеевич Пушкин. Известно, что масонство оказало очень большое влияние не только на него, как на человека, но и на его творчество. И в ряде произведений Пушкина можно не просто проследить масонское влияние, а увидеть, фактически, масонские ритуалы и сам дух масонства, выраженный языком поэзии. Одним из таких произведений, несомненно, является “Пророк”. Я попробую расшифровать масонскую символику данного произведения, с позиции ученика-масона, используя имеющиеся у меня знания о духе масонства и масонских ритуалах.
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
Первые две строки, фактически, не нуждаются в истолковании. Духовная жажда – это жажда духовных ценностей, жажда, которую поэт испытывает в мире профанов.
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
А вот образ серафима – несет в себе много смыслов. Шестикрылый серафим – высшее существо, которое является и проводит, фактически, духовную трансформацию – символ того, что в масонство приводят не люди. Изначально приход в масонство – это влияние Великого Строителя Вселенной, движение человеческой души, духовного начала в человеке, выраженного в образе серафима. Это – напоминание всем нам, что в масонство – не приводят. В масонство – человек приходит сам, движимый потребностями своей души. Символично, что все последующие изменения в человеке осуществляет серафим. То есть изменения, которые происходят в масоне – это, в первую очередь, работа его души.
Перстами легкими, как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Самое главное, что дает серафим поэту – это возможность видеть. Как тут не вспомнить ритуал посвящения первого градуса, где, сразу после прохождения испытаний, новоявленному масону дается возможность видеть. Сравните -
Досточтимый Мастер:
.............
............
............
.............
.............
..............
...............
...............
Новоявленный масон получает дар – видеть. Видеть - в духовном смысле. И это – великий дар масонства.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Масон после посвящения получает не только возможность видеть. Он получает еще и знания. Причем знания как о мире духовном, так и о мире плотском. Это – еще один дар.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
Вспомним, что ученики не имеют права говорить во время ритуальных работ. Время говорить для них еще не пришло. Их время – внимать. И учиться. И это ритуальное молчание рождает в человеке понимание ценности слов, а шире – ценности того, что он делает. Ритуальное молчание – это первый шаг на пути к мудрости.
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Змея – символ мудрости в оккультной традиции. Через молчание человек меняется. Он понимает ценность своих слов – и его слова обретают вес и мудрость.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Данный отрывок, как мне кажется, несет в себе несколько смыслов. Сердце – это символ человеческих чувств, эмоций. Сердцем человек слушает то, что говорит ему Творец. И неслучайно в ритуале посвящения, прежде чем допустить человека к испытаниям, Досточтимый Мастер и ложа исследуют его сердце. Вспомним, как это было.
Досточтимый Мастер:
...........................................................
Но это не единственный смысл, который можно увидеть. Меняя сердце на угль, фактически, серафим изменяет нравственную основу человека, превращая его из профана – в масона.
Также извлечение сердце – это символ смерти, смерти человека как профана.
Как труп в пустыне я лежал,
И дальнейшие строки это подтверждают. И, в каком-то смысле, перекликаются с символикой Камеры Размышлений, где неофит пишет завещание и ожидает посвящения, окруженный символами смерти.
И Бога глас ко мне воззвал:
Возрождение же человека как масона – это действие воли Великого Строителя Вселенной. И что же он говорит новоявленному масону? К чему он его призывает?
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.”
В последних строках символически показаны задачи, которые стоят перед новоявленным масоном и масонством в целом. И основная задача – пробуждать в людях вокруг их духовное начало. Напоминать им о том, что, помимо плотского мира, есть мир духовный. И обращение людей к нему – есть главнейшая задача масонства, которой наше Братство служит уже много веков. Я сказал.